28 сентября в Казани прошло пленарное заседание международного симпозиума «Традиции и инновации в российском исламском образовании», приуроченное к 25-летию Российского исламского института (РИИ), который является одним из старейших исламских ВУЗов страны. Организаторами данного симпозиума выступили РИИ, Духовное управление мусульман Татарстана и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.
С приветственным словом выступил заместитель руководителя Администрации Главы Республики Татарстан – руководитель Департамента Главы РТ по вопросам внутренней политики Руслан Мухарлямов. Участниками этого представительного мероприятия были также проректор университета гуманитарных наук им. Мухаммеда бин Зайеда (ОАЭ) Мухаммад Аль-Азизи, председатель научного совета НОТА Дмитрий Шмонин, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Рамиль Хайруллин и первый ректор РИИ муфтий Гусман хазрат Исхаков.
Участником мероприятия был ректор Российского исламского университета ЦДУМ России Сулейманов Артур Русланович. Он сердечно поприветствовал участников и гостей симпозиума от имени Центрального духовного управления мусульман России и его Председателя, Верховного муфтия, Шейх-уль-ислама Талгата Сафы Таджуддина, а также от имени Координационного Совета по образованию ЦДУМ России, куда входит РИУ ЦДУМ России и семь медресе из Республики Башкортостан, Астраханской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Челябинской областей и Пермского края, а затем поздравил их с месяцем рождения завершителя миссий всех пророков и посланников Божьих, Мухаммада (мир ему), а также с 25-летием Российского исламского института г. Казани и пожелал верующим успехов в благородном служении на ниве духовного просвещения и образования, а также пожелал помощи Всевышнего на этом пути.
«Действительно, прошедшие 25-30 лет были ознаменованы духовно-нравственным возрождением и возрождением отечественного исламского образования в частности. Здесь нужно обозначить две основные проблемы, даже три:
• Первая – это то, что, по сути, мусульманскому духовенству пришлось восстанавливать это образование с нуля, после атеистического периода.
• Вторая – это то, что ввиду отсутствия достаточного количества специалистов в данной сфере были задействованы самые различные образовательные методики, взятые из Бухары, что является классикой, а также из Турции и стран арабского мира.
• Третья – это отсутствие финансирования отечественного исламского образования.
Несмотря на это, отечественному исламскому образованию удалось восстановиться, и ключевую роль в этом сыграло личное участие Президента России Владимира Владимировича Путина, который в ответ на чаяния Шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина и других мусульманских духовных лидеров нашей страны, обозначил отношение государства к проблеме становления и развития отечественного мусульманского образования, и инициировал создание различных механизмов поддержки: это и программа поддержки подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Отмечу то, что актуальность и необходимость этой поддержки сохраняется, особенно в свете тождественности стремлений духовенства и государства по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в пользу чего свидетельствует Указ Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Благодаря вышеназванным мерам поддержки, исламскому образованию удалось уйти от прямого влияния различных зарубежных образовательных центров и создать собственные унифицированные подходы к его реализации. Мы говорим о существующих стандартах среднего и высшего профессионального образования: бакалавриата, магистратуры и докторантуры, которые едины для всех исламских образовательных организаций России. Эти стандарты, являющиеся плодом совместного взаимодействия мусульманских вузов и медресе, объединяют подходы к образованию, являясь синтезом упомянутых классических, зарубежных подходов и отечественной системы образования. Реализацию этих унифицированных стандартов можно отнести к основной инновации в современном отечественном исламском образовании, но далеко не единственной: это и гибридное (со смешением онлайн и офлайн форматов, и дуальное (практикоориентированное) обучение и микростепенческое обучение (в пример можно привести реализуемые и наиболее востребованные в РИУ Курсы повышения квалификации «Исламская теология», состоящая их четырех степеней в зависимости от уровня подготовленности религиозного персонала) и прочие инновации в образовании», – отметил Артур хазрат.
Ректор Российского исламского университета ЦДУМ России сказал, что сегодня научно-технический прогресс не стоит на месте, и задача современного исламского образования, все так же заключается в сохранении сути и основ богословского образования и религиозного воспитания своих учащихся, основанных на первоисточниках и трудах классических ученых с одной стороны, и применении новых подходов к образованию с другой. Сулайманов А.Р. заметил, что это очень непростая задача, потому что ее основным критерием являются цель богословского образования – сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных основ, путем воспитания и обучения будущих духовных наставников, учителей и просветителей, передачи им наследия пророков и посланников, заключенного в священных первоисточниках и трудах классических богословов.
В заключение своего выступления Артур хазрат поблагодарил организаторов симпозиума за возможность собраться, для обсуждения такой актуальной в современном мире темы и пожелал его участникам успехов и помощи Всевышнего Создателя.
На симпозиуме говорили о подготовке мусульманских кадров, путях решения актуальных вопросов мусульманского образования. Кроме того, было обозначены некоторые фундаментальные проблемы мусульманского образования.
Также в рамках данного симпозиума были подведены итоги Всероссийской олимпиады с международным участием по исламским дисциплинам и арабскому языку, приуроченной к 25-летию Российского исламского института.


Об авторе

admin administrator